Тема недели

 Старший дошкольный возраст

Март
4 неделя. Тема: «Весна шагает по планете»      
Пальчиковая гимнастика:
─ Ласточка, ласточка,
   Милая ласточка!
Где ты бывала?
Что ты видала?
─ За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
    Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Вспомните приметы ранней весны: солнце ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи - короче; скоро прилетят первые перелётные птицы; люди сняли тёплую зимнюю одежду.
     Поиграйте в игру "Раздели на слоги". Прохлопайте слова: солнце, весна, капель, снег, проталина, сосулька.
      Расскажите ребёнку о том, что весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей,цветов. Объясните пословицу о весне, а потом предложите её выучить: "Весенний день весь год кормит".
      Прочитайте русскую народную сказку "Снегурочка". Предложите пересказать её.

3 неделя. Тема: «Транспорт на улицах города»   
2 неделя. Тема: «Транспорт. Виды транспорта»  
Пальчиковая гимнастика:
        Раз, два, три, четыре, пять - 
        Буду транспорт я считать:
        Автобус, лодка и мопед,
        Мотоцикл, велосипед,
        Автомобиль и самолёт,
        Корабль, поезд, вертолёт.
   Возвращаясь с ребёнком из детского сада, обратите его внимание на транспорт, который движется по улицам. Предложите рассказать о том, что он знает о транспорте, задавая вопросы: "Что называют транспортом? Для чего он предназначен?" Напомните, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют? 
    Познакомьте ребёнка с видами транспорта: воздушным (самолёт, вертолёт), водным (теплоход, катер, лодка), наземным (легковая и грузовая машины, троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси).
    Предложите составить рассказ - описание о транспорте по плану (Как называется транспорт? Какой это вид транспорта? Из каких частей состоит? (Форма, цвет, размер, детали.) Для чего нужен?)
Прочитайте рассказы Б. Житкова "Пожар", "Обвал", "Как пароход подняли со дна". Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.

1 неделя. Тема: «Женский день»  
Пальчиковая гимнастика:
         1, 2, 3, 4, 5   
      Будем маму поздравлять. 
      Пол в квартире мы помоем
      И посуду перетрём.
      Праздничный обед сготовим
      И цветочки мы польём. 
      Так мы маме помогаем,
      С 8 марта поздравляем.
   Побеседуйте с ребёнком о празднике, который приближается. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех женщин: мам, бабушек, сестричек; им дарят цветы и подарки. Предложите малышу составить рассказ о маме по вопросам (Как зовут твою маму? Кем она работает? Какую работу выполняет? Чем занимается дома? Как ты помогаешь маме?)
   Предложите ребёнку подготовить рисунок в подарок маме. Пусть нарисует её портрет или букет любимых цветов. Поговорите о том, что скажет ребёнок маме, вручая подарок, чего пожелает.

Февраль  
4 неделя. Тема: «Мебель»  
Пальчиковая гимнастика:
     1, 2, 3, 4.
     Много мебели в квартире:
     В шкаф повесим мы рубашку,
     А в буфет поставим чашку,
     Чтобы ножки отдохнули, 
     Посидим чуть-чуть на стуле.
     А когда мы крепко спали,
     На кровати мы лежали.
     А потом с котом
     Посидели за столом.
     Чай с вареньем дружно пили.
     Много мебели в квартире.
     Рассмотрите с ребёнком мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о её назначении,  о материалах, их которых она сделана. Предложите составить рассказ - описание о любом из предметов мебели по образцу (Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё.)
     Поиграйте в игру "Раздели на слоги". Прохлопайте вместе слова: кресло, кровать, диван, стул, буфет, шкаф, стол, комод. Прочитайте ребёнку сказку К. Чуковского "Мойдодыр". Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.

3 неделя. Тема: «День защитников Отечества»
 
Пальчиковая гимнастика:
       Красные погоны 
       Новенький мундир. 
       По городу шагает юный командир.
       У него походка гордости полна. 
       День своих защитников
       Празднует страна. 
    Побеседуйте с ребёнком о празднике - День защитника Отечества. Расскажите о военных профессиях: лётчике, моряке, пограничнике, танкисте. Объясните, что у них очень важная профессия, они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов. Помогите ребёнку разделить на слоги названия военных профессий.
     Предложите составить рассказ о военной профессии по плану (Где работает? Что делает? Что нужно для работы? Какая работа у этого человека?)

2 неделя. Тема: «Семья»
 
Пальчиковая гимнастика:
       Как у нас семья большая да весёлая: 
        Два у лавки стоят, 
        Два учиться хотят, 
        Два Степана у сметаны объедаются, 
        Две Дашки у кашки питаются, 
        Две Ульки в люльке качаются! 
     Вместе с ребёнком рассмотрите семейный альбом, задавая вопросы (кто, как зовут, кем работает). Дополните семейный фотоальбом. Поиграйте в игры: "Назови ласково" (мама - мамочка, папа - ...); "Чей? Чья? Чьи?" (Чья это юбка? - Мамина. Чьё это платье? - Бабушкино. Чьи это брюки? - и т. д.)        

1 неделя. Тема: «Город мастеров»
 
Пальчиковая гимнастика:
            Что принёс нам почтальон?
            С толстой сумкой ходит он.
            Перевод, журнал, газету,
            В бандероли две кассеты
            И письмо от тёти Вали,
            Чтоб её приезда ждали . 
  Знакомим детей с профессиями.Сходите с ребёнком в магазин, понаблюдайте за деятельностью продавца: взвешивает, продаёт товар, чем пользуется. Покажите разные магазины: "Продукты", "Одежда", "Обувь", "Игрушки" и т. д. Организуйте дома игру "Магазин". Продавать можно игрушки, посуду, одежду т. д.
    Предложите ребёнку разделить на слоги следующие слова: швея, шофёр, моряк, водитель, кондуктор, строитель, лётчик.
   Расскажите о своей профессии: как называется, что делаете, какими  инструментами пользуетесь.
  Прочитайте стихи из книги В. Степанова "Строители", стихотворение  В. Маяковского "Кем быть?". Предложите ребёнку рассказать, о каких профессиях вы прочитали.
      
Январь  
4-5 недели. Тема: «Животный мир»
 
Пальчиковая гимнастика:
            Ветер, снег и лёд кругом.
            Кто живёт в морозе том? 
            Морж, песец, тюлень,
            Белый мишка и олень.
     Закрепляем представления  детей о диких животных. Поговорите о том, как они зимуют (медведь спит в берлоге, ёжик спит в норе, заяц живёт под кустом). Учите узнавать диких животных на картинках и по описанию (загадки), показывать их, правильно называть.
      Знакомим детей с животными холодных  стран: на северном полюсе живёт белый медведь, морж, тюлень, песец, на южном - пингвины. Рассматривайте вместе с детьми картинки и иллюстрации в книгах и журналах об этих животных. Предложите ребёнку составить рассказ - описание о животном по плану (Кто это? Где живёт? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?) Поиграйте в игру "Чей? Чья? Чьё?" (Ласты тюленя - тюленьи ласты; хвост песца - песцовый хвост и т. д.)

3 неделя. Тема: «Зима. Зимние забавы»
 
Пальчиковая гимнастика:
     см. 1 неделю декабря.
    Закрепляем знания детей о зиме, как  времени года: день короткий, а ночь длинная; часто идёт снег; дует сильный, холодный ветер, бывает метель; на реках и озёрах вода превратилась в лёд; люди надевают тёплую одежду. Расспросите ребёнка о зимних играх и развлечениях.
      Спросите ребёнка: "Зима хорошо или плохо? Почему?".
    Закрепляем знания о свойствах воды: в мороз превращается в лёд, сосульки; лед и снег в тёплом помещении тают.
   Посмотрите новогодние мультфильмы: "Снеговик - почтовик", "Тимошина ёлка", "Новогодняя история" и др. Прочитайте ребёнку рассказ Л. Воронковой "Таня выбирает ёлку" и предложите пересказать его.
Декабрь  
3 - 4 недели. Тема: «Новогодний калейдоскоп»  
Пальчиковая гимнастика:
     Мы на ёлке веселились
      И плясали, и резвились.
      После, добрый Дед Мороз
      Нам подарки преподнёс.
      Дал большущие  пакеты.
      В них же вкусные предметы:
      Конфеты в бумажках синих,
      Орешки рядом с ними,
      Груша, яблоко, один
      Золотистый мандарин.
      Готовимся к новогоднему празднику: повторяйте стихи и песни к утреннику, организуйте дома "Мастерскую Деда Мороза" - делайте ёлочные украшения, снежинки, игрушки... Привлеките ребёнка к украшению ёлки и подготовке подарков для близких.
      Предложите ребёнку придумать рассказ - описание о ёлочной игрушке по плану. (Это ёлочная игрушка - шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нём нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.)
Поиграйте в игру "Какой? Какое? Какая?" (Шарик из стекла. - Стеклянный шарик. Флажок из бумаги... Снеговик из ваты... и т. д.)

2 неделя. Тема: «Зимующие птицы!»  
Пальчиковая гимнастика:
       Птичка крылышки сложила.
       Птичка пёрышки помыла,
       Птичка клювом повела,
       Птичка зёрнышки нашла.
       Птичка зёрнышки поела,
       Птичка песенки попела,
       Птичка крылышки раскрыла,
       Полетела, полетела... 
     Закрепляем представления детей о зимующих птицах: название птиц, почему называются "зимующие". Обращайте внимание на птиц, которые встречаются по пути в детский сад и домой, в парке (сороки, воробьи, вороны, синицы, голуби, снегири). Обращайте внимание детей на внешний вид птиц. Рассмотрите следы птиц на снегу.  Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой. Сделайте вместе с ребёнком кормушку и подкармливайте птиц всю зиму. Прочитайте сказку и посмотрите мультфильм "Серая шейка".

1 неделя. Тема: «Здравствуй, зимушка - зима!»  
Пальчиковая гимнастика:
       Раз, два, три, четыре, пять!
       Мы пошли во двор гулять.
(загибаем пальцы по одному)
       Бабу снежную лепили,
(изображаем лепку колобка)
       Птичек крошками кормили,
("насыпаем" крошки)
      С горки мы потом катались,
(правая ладонь скользит вниз по левой и наоборот) 
      А ещё в снегу валялись.
(кладём ладони на стол то одной,
то другой стороной)
      Все в снегу домой пришли,
("отряхиваем" одежду)
      Съели суп и спать легли.
(движение воображаемой ложкой)
   На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе. Помогите ему запомнить приметы зимы: день короткий, а ночь длинная; часто идёт снег; дует сильный, холодный ветер, бывает метель; на реках и озёрах вода превратилась в лёд; люди надевают тёплую одежду. Расспросите ребёнка о зимних играх и развлечениях. Расширяем знания о свойствах воды:   в мороз превращается в лёд, сосульки, лёд и снег в  тёплом помещении тают.
   Проведите эксперимент: принесите снег и растопите его; посмотрите, какая грязная вода. Объясните, что произойдёт, если такая грязь попадёт в организм человека.
   Прочитайте сказку С. Маршака "Двенадцать месяцев". Выясните, запомнил ли ребёнок, сколько месяцев в каждом времени года, знает ли названия зимних месяцев.


Ноябрь  

4 неделя. Тема: «Наш быт (игрушки) »  
Пальчиковая гимнастика:
       Кот играет на баяне
(изображаем игру на баяне),
       Зайка наш на барабане
(изображаем игру на барабане).
       Ну, а мишка - на трубе!
       Поиграть спешит тебе!
(изображаем игру на трубе)
       Если станешь помогать,
       Будем вместе мы играть!
(кулачки - ладошки)
  Расширяем знания детей об огромном мире игрушек. Сходите с ребёнком в магазин игрушек, посмотрите на разнообразие игр и игрушек. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны, что для малышей - свои игрушки - погремушки, а для ребят постарше - совсем другие. Игры и игрушки бывают музыкальные, строительные, заводные и др. Поиграйте в игру "Два и пять" (два кубика - пять кубиков, два мишки - пять мишек, два мяча - ..., две куклы - ...  и т. д.). Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка (прохлопайте слова: ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ма-ши-на).

3 неделя. Тема: «Наш быт (одежда) »  
 Пальчиковая гимнастика:
       Как у нашей  кошки
       На ногах сапожки.
       Как у нашей свинки
       На ногах ботинки.
       А у пса на лапках
       Голубые тапки.
       А козлёнок маленький
       Обувает валенки.
       А сыночек Вовка - 
       Новые кроссовки.
(на каждые две строчки загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
       Вот так, вот так
       Новые кроссовки.
(указательный и средний пальцы "шагают" по столу)

     Продолжаем изучать одежду. Одежда бывает разная: по сезону - зимняя, летняя, осенняя; по назначению - домашняя, праздничная и т. д. Обращайте внимание детей на цвет одежды, фактуру ткани, части одежды. Проговаривайте  названия одежды, обуви, головных уборов; уточняйте, где мы их носим, назначение. Поиграйте в игру "Какой? Какое? Какая?" (свитер из шерсти - шерстяной свитер, брюки из вельвета - ..., юбка из шёлка - ..., пальто из кожи - ... и т. д.) Прочитайте  рассказ Н. Носова "Живая шляпа". Предложите рассказать, чего испугались дети, кто их напугал.

2 неделя. Тема: «Дикие животные »  
 Пальчиковая гимнастика:
       У лисы в лесу глухом
       Есть нора - надёжный дом.
       Не страшны зимой метели
       Белочке в дупле на ели.
       Под кустами ёж  колючий
       Нагребает листья в кучу.
       Из ветвей , корней коры
       Хатку делают бобры.
       Спит  в берлоге косолапый,
       До весны сосёт там лапу.
(на каждые две строчки загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
       Есть у каждого свой дом,
       Всем тепло, уютно в нём!
(кулачки - ладошки)

  Закрепляем и расширяем представления детей о диких животных. Почему они называются "дикие"? Играем в игру "Семья": мама - зайчиха, папа - заяц, детёныш - зайчонок; мама - лиса, папа - лис, детёныш - лисёнок и т. д. Поговорите о том, как они готовятся к зиме (делают запасы, меняют "шубку", готовят жилище). Учите узнавать диких животных на картинках и по описанию (загадки). Предложите ребёнку составить рассказ о диком животном по плану: Как называется животное? Где живёт? Какое оно? Чем питается? Что делает зимой?  Прочитайте   русскую народную сказку "Три медведя" и предложите ребёнку её пересказать.

1 неделя. Тема: «Наш быт. (Посуда) »  
 Пальчиковая гимнастика:
        Раз, два, три, четыре
(кулачки - ладошки)
       Мы посуду перемыли:
(одна ладошка скользит по другой ладони)
       Чайник, чашку, ковшик, ложку
       И большую поварёшку!
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
        Мы посуду перемыли:
(одна ладошка скользит по другой ладони)
       Только чашку мы разбили,
       Ковшик тоже развалился,
       Нос у чайника отбился,
       Ложку мы чуть - чуть сломали  - 
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
       Так мы маме помогали!
(кулачки - ладошки)
      Продолжаем изучать посуду. Теперь мы ещё узнаём, что посуда бывает разная: кухонная, чайная, столовая. Попросите ребёнка достать и принести посуду, которая нужна для приготовления пищи, которая - для еды и для чаепития. Рассмотрите предметы посуды, проговорите название, её части, цвет, размер. Потренируйте ребёнка в составлении рассказов - описаний о посуде по образцу (Это чайник. Чайник - это кухонная посуда. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. В нём кипятят воду.) Попросите передать ритмический рисунок слов (прохлопайте слова: чай-ник, чаш-ка, лож-ка, вил-ка, но-жик).

Октябрь  
4 неделя. Тема: «Домашние птицы »  
 Пальчиковая гимнастика:  
       Наши уточки с утра:
       "Кря - кря - кря! Кря - кря - кря!"
(соединяем большой и указательный пальцы).
       Наши гуси у пруда:
       "Га - га - га! Га - га - га!"
(соединяем большой и средний пальцы).
       Наши курочки в окно:
       "Ко - ко - ко! Ко - ко - ко!"
(соединяем большой и безымянный пальцы).
       А как Петя - петушок раным - рано по утру
(соединяем большой и мизинец)
       Нам споёт: "Ку - ка - ре - ку!" 
(машем кистями рук как крыльями).
     Расширяем знания детей о домашних птицах (домашние, потому что они живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, а они человеку приносят пользу: яйцо, пух, перья). Поиграйте в игру "Семья": мама - курица, папа - петух, а ребёнок - цыплёнок; мама - утка, папа - селезень, а ребёнок - утёнок и т. д. Попросите ребёнка сказать, кто как кричит; рассказать, как появляются птицы. Рассмотрите этих птиц на картинках в книжках или журналах, обратите внимание на их различия и сходства.
      Предложите ребёнку самостоятельно рассказать сказки "Курочка Ряба", "Гуси - лебеди". Посмотрите мультфильм "Гадкий утёнок".

3  неделя. Тема: «Домашние животные»  
  Пальчиковая гимнастика:         
         Вот мостик горбатый.
(левой ладошкой показываем "мостик")
         Вот козлик рогатый.
(правой рукой - "козлика")
         На мостике встретил он серого брата.
(левой  рукой - "козлика")
         Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,
         И козлик с козлёнком стали бодаться!
         Бодались - бодались, сражались - сражались...
("козлики" бодаются "рогами")
         И в речке глубокой вдвоём оказались!
("рога" упираются в стол).
    Закрепляем знания детей о домашних животных: домашние, потому что они живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, а они человеку приносят пользу: корова даёт молоко, собака - сторожит дом  и т. д. 
     Поиграйте с ребёнком  в игру "Семья": мама - кошка, папа - кот, а ребёнок - котёнок; мама - корова, папа - бык, а ребёнок - телёнок и т. д. Рассмотрите этих животных на картинках в книжках или журналах, обратите внимания на их различия и сходства.
    Посмотрите мультфильмы, где герои - домашние животные, почитайте сказки и рассказы о них.

1 - 2  неделя. Тема: «Краски осени»  
  Пальчиковая гимнастика:      
         Раз, два, три, четыре, пять!
         Будем листья собирать:
(кулачки - ладошки)
         Листья берёзы,
         Листья рябины, 
         Листики тополя,
         Листья осины,
         Листики дуба мы соберём,
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
         Маме осенний букет отнесём!
(ладони соединить, разведя пальцы назад, изображая букет)
   По  дороге в детский сад и домой наблюдайте вместе с ребёнком за изменениями в природе: день становится короче, а ночь длиннее (летом шли в детский сад, было светло, а теперь темно); идёт холодный дождь; листья на деревьях краснеют, желтеют и падают (листопад); насекомые спрятались; люди надевают тёплую одежду; в садах  и огородах люди собирают урожай. Это осень.

Сентябрь  

4  неделя. Тема: «Урожай. Фрукты»  
  Пальчиковая гимнастика:         
         Будем мы варить компот,
         Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку согнуть "ковшиком",
указ. пальцем прав. руки мешаем)
         Будем яблоки крошить,
         Груши будем мы рубить,
         Отожмём лимонный сок,
         Слив положим и песок.
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
         Варим, варим мы компот,
(левую ладошку согнуть "ковшиком",
указ. пальцем прав. руки мешаем)
         Угостим честной народ.
(развести ладошки в стороны)
 Сходите с ребёнком на рынок или  в овощной магазин, рассмотрите фрукты. Расскажите, что фрукты растут в саду на дереве, их убирают осенью. Предложите перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, персик, мандарин), овальные фрукты (слива, лимон, киви), рассказать об одном из фруктов по плану (Как называется фрукт? Где он растёт? Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус? Что можно приготовить из него?). Прочитайте рассказ Л. Толстого "Косточка". Выясните, что ребёнок думает о поступке мальчика.

3 неделя. Тема: «Урожай. Овощи»   
  Пальчиковая гимнастика:         
         У Лариски - две редиски,
         У Алёшки - две картошки,
         У Серёжки - сорванца - два зелёных огурца,
         А у Вовки - две морковки
         Да ещё у Петьки  - две хвостатых редьки
 (загибаем пальцы по одному, начиная с большого).
   Сходите с ребёнком на рынок или  в овощной магазин, рассмотрите овощи. Расскажите, что овощами мы называем плоды, которые растут в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Поиграйте с ребёнком в игру "Один - много" (огурец - огурцы и т. д.). Предложите рассказать об одном из овощей по плану (Как называется овощ? Где он растёт? Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус? Что можно приготовить из него?). Прочитайте русскую народную сказку "Вершки и корешки". Спросите, что он может сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?

Средний дошкольный возраст
Май  

2  неделя. Тема: «Насекомые»  
  Пальчиковая гимнастика:         
         Прилетела к нам вчера
         Полосатая пчела
(машут ладошками).
         А за нею шмель - шмелёк
         И весёлый мотылёк,
        Два жука и стрекоза 
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого),
        Как фонарики глаза 
(делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам),
        Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
        От усталости упали
(роняют ладошки на стол). 
  Во время прогулки в парке понаблюдайте вместе с ребёнком за насекомыми. Помогите ему рассмотреть крылья, ноги, усики у жука или бабочки. Предложите рассказать ребёнку об одном насекомом по предложенному вами образцу: "Это бабочка. У неё яркие крылышки и длинные усики. Она летает над цветками и собирает нектар". Прочитайте сказку К. Чуковского "Муха - цокотуха". Выясните, кто из героев ему понравился и почему.

1  неделя. Тема: «Первоцветы»  
  Пальчиковая гимнастика: 
     Весна - красавица кругом
     Покрыла всё цветным ковром
(кулачки - ладошки):
     Ирис, одуванчики,
     Ландыши, тюльпанчики,
     Мать - и - мачеха цветёт
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого),
     Много радости несёт
(кулачки - ладошки).

    Рассмотрите с ребёнком открытки или картинки с изображением первых весенних цветов (мать - и - мачеха, ландыш, подснежник). Покажите стебли, листья, лепестки у цветов. Предложите ребёнку нарисовать тот цветок, который нравится ему больше всех.
Апрель 

4  неделя. Тема: «Волшебница вода»  
  Пальчиковая гимнастика: 
        Жил да был один налим!
       (ладошки вместе, изображаем плавающую рыбу)
       Два ерша дружили с ним.
       (то же движение, но ладошки  разъединить)
       Прилетали к ним три утки
       По четыре раза в сутки
       (машем ладонями "птички летят")
       И учили их считать:
       Раз, два, три четыре, пять!
       (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
  Сходите с ребёнком в "Зоомагазин" или посетите "Аквариум", понаблюдайте за рыбками, черепахой и другими водными обитателями. Обратите внимание  на разнообразие рыб (разного цвета, пёстрые, большие и маленькие, плавают; у рыбки есть голова, хвост, плавники, тело покрыто чешуёй, дышит рыба жабрами). Рассмотрите книги, картинки, иллюстрации с изображением рыб, посмотрите мультфильмы.
    Знакомим детей с черепахой и лягушкой, они живут в воде и на суше.
   Побеседуйте с ребёнком о том, почему про воду говорят "волшебница". Если дома есть аквариум, привлекайте детей к уходу за его обитателями.

3  неделя. Тема: «Народная культура и традиции»  
  Пальчиковая гимнастика: 
        см. 2 неделю апреля
   Знакомим детей с культурой и традициями русского народа. Читайте дома вместе с детьми русские народные сказки, вспомните потешки, прибаутки, пословицы и поговорки. Посмотрите мультфильмы на основе русских сказок: "Три медведя", "Гуси - лебеди" и т. д. 
    Предлагаем вам принять участие в выставке творческих работ детей и родителей по теме: "Моя любимая сказка".
  В выходной день посетите выставку декоративно - прикладного искусства, краеведческий музей. Хорошо если в вашем доме появятся народные игрушки: свистульки, матрёшки и др.

2  неделя. Тема: «Моя страна, мой город»  
  Пальчиковая гимнастика: 
        Люблю по городу гулять,
        Люблю смотреть, люблю считать:
        (кулачки - ладошки)
        Цирк - раз, театр - два,
        Три - красавица река,
        Четыре - школа, пять - музей ...
        (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
        Нет мне города родней!
        (кулачки - ладошки)
    Знакомим детей со страной - Россия и её символом - флагом. Учим узнавать флаг России, правильно располагать цвета. Расширяем знания детей о родном городе: "Наш город - Челябинск. В городе много высоких домов, улиц, школ, детских садов, много транспорта... Есть парки, театры, цирк.." По дороге в детский сад и домой обращайте внимание на улицы города, магазины. Погуляйте по Саду Победы, обратите внимание детей  на памятники. Разучите домашний адрес.

1  неделя. Тема: «Встречаем птиц»  

    Объясните ребёнку, что прилёт птиц из тёплых краёв - одна из примет весны. Понаблюдайте за прилетевшими птицами на прогулке в парке или сквере, послушайте их пение. Рассмотрите перелётных птиц на картинках. Покажите и назовите вместе с ребёнком части тела птиц: голова, крылья, хвост, клюв. Прочитайте сказку "Гуси лебеди". Выясните, кто из героев сказки понравился ребёнку и почему, кто помогал девочке в поисках братца.

Март  

4  неделя. Тема: «Весна шагает по планете»  
              Пальчиковая гимнастика: 
        Если снег повсюду тает,
        День становится длинней,
        Если всё зазеленело
        И звенит в полях ручей,
        Если солнце ярче светит,
        Если птицам не до сна,
        Если стал теплее ветер - 
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
        Значит, к нам пришла весна!
(кулачки - ладошки)
     На прогулке понаблюдайте с ребёнком приметы весны. Обратите внимание на то, что солнце светит ярко и пригревает; на солнечной стороне с крыш началась капель, повисли сосульки; появились первые проталинки; весело зачирикали воробьи. Прочитайте ребёнку русскую народную сказку "Заюшкина избушка" и предложите подумать, какой была лиса и каким был зайчик, кто из героев понравился и почему.
   
3  неделя. Тема: «Транспорт на улицах города»  
2 неделя. Тема: «Транспорт. Виды транспорта»  
              Пальчиковая гимнастика: 
        Раз, два, три, четыре, пять - 
        Буду транспорт я считать:
(кулачки - ладошки)
        Автобус, лодка и мопед,
        Мотоцикл, велосипед,
        Автомобиль и самолёт,
        Корабль, поезд, вертолёт.
(загибают пальцы, начиная с большого на обеих руках) 
    Возвращаясь с ребёнком из детского сада, обратите его внимание на транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, легковой автомобиль). Объясните, что транспорт - это самые разные машины, которые перевозят грузы и пассажиров. Прочитайте ребёнку стихотворение С. Маршака "Вот какой рассеянный". Выясните, запомнил ли малыш, каким транспортом пользовался рассеянный.  

1  неделя. Тема: «Женский день»  
              Пальчиковая гимнастика: 
        1, 2, 3, 4, 5  
(загибают пальцы, начиная с большого)
      Будем маму поздравлять.
(кулачки - ладошки)
      Пол в квартире мы помоем
      И посуду перетрём.
      Праздничный обед сготовим
      И цветочки мы польём.
(загибают пальцы, начиная с большого)
      Так мы маме помогаем,
      С 8 марта поздравляем.
(кулачки - ладошки)
    Побеседуйте с ребёнком о празднике, который приближается. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех женщин: мам, бабушек, сестричек; им дарят цветы и подарки. Предложите малышу составить рассказ о маме по вопросам (Как зовут твою маму? Кем она работает? Что она делает?)

Февраль  

4 неделя. Тема: «Мебель»  
  
   Рассмотрите вместе с ребёнком мебель, которая есть у вас дома (стол, стул, шкаф, кровать, диван). Обратите внимание на некоторые её детали (ножка, спинка, сиденье, полка, дверца). Побеседуйте о том, для чего нужна мебель. Предложите ребёнку рассказать об одном из предметов мебели, предварительно послушав ваш рассказ: "Это стул. У него есть сиденье, спинка, ножки. На стуле можно сидеть."

3 неделя. Тема: «День защитников Отечества»  
              Пальчиковая гимнастика: 
       Красные погоны 
       Новенький мундир.
(кулачки - ладошки)
       По городу шагает юный командир.
       У него походка гордости полна.
(указательный и средний палец "шагают" по столу)
       День своих защитников
       Празднует страна. 
(кулачки - ладошки) 
    Побеседуйте с ребёнком о празднике, который приближается. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех мужчин: пап, дедушек, братишек. Рассмотрите домашний фотоальбом вместе с ребёнком, рассказывая о том, как папа служил в армии. Выберите фотографию для выставки «Папа в армии».

2 неделя. Тема: «Моя семья»  
              Пальчиковая гимнастика:       
        Как у нас семья большая да весёлая:
(кулачки - ладошки)
        Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)
        Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы)
        Два Степана у сметаны объедаются,
(загнуть средние пальцы)
        Две Дашки у кашки питаются,
(загнуть безымянные пальцы)
        Две Ульки в люльке качаются!
(загнуть мизинцы)
           Вместе с ребёнком рассмотрите семейный альбом, задавая вопросы (кто, как зовут, кем работает). Сделайте и принесите небольшой семейный фотоальбом: фото мамы, папы, братьев, сестёр, бабушек, дедушек. Поиграйте в игру "Назови ласково" (мама - мамочка, папа - ...)
1 неделя. Тема: «Город мастеров»  
              Пальчиковая гимнастика:       
         Что принёс нам почтальон?
(сжимаем и разжимаем кулачки)
          С толстой сумкой ходит он.
(указательный и средний палец "шагают" по столу)
            Перевод, журнал, газету,
            В бандероли две кассеты
            И письмо от тёти Вали,
            Чтоб её приезда ждали . 
(загибают пальцы, начиная с большого)  
     Знакомим детей с профессиями: продавец и почтальон. Сходите с ребёнком в магазин, понаблюдайте за деятельностью продавца: взвешивает, продаёт товар, чем пользуется. Покажите разные магазины: "Продукты", "Одежда", "Обувь", "Игрушки" и т. д. Организуйте дома игру "Магазин". Продавать можно игрушки, посуду, одежду т. д.
    Зайдите с ребёнком на почту. Рассмотрите помещение, побеседуйте, для чего нужна почта. Понаблюдайте за почтальонами, которые занимаются доставкой почты. Покажите ребёнку ваш почтовый ящик, почту, которая приходит к вам.
  Расскажите о своей профессии: как называется, что делаете, какими  инструментами пользуетесь. Если имеются фото: вы на рабочем месте, то принесите - будем рады  познакомиться с вашей профессией.
 
Январь  

4 - 5 недели. Тема: «Животный мир»  
               Пальчиковая гимнастика:       
         Ветер, снег и лёд кругом.
         Кто живёт в морозе том?
(кулачки - ладошки)
           Морж, песец, тюлень,
           Белый мишка и олень.
(на каждое называние животного загибаем пальцы по одному, начиная с большого)   
           Закрепляем представления  детей о диких животных. Поговорите о том, как они зимуют (медведь спит в берлоге, ёжик спит в норе, заяц живёт под кустом). Учите узнавать диких животных на картинках и по описанию (загадки), показывать их, правильно называть.
         Знакомим детей с животными холодных  стран: на северном полюсе живёт белый медведь, на южном - пингвины. Рассматривайте вместе с детьми картинки и иллюстрации в книгах и журналах об этих животных, можно посмотреть  мультфильмы: "Умка", "Пингвинёнок Лоло" и другие.
  
3 неделя. Тема: «Зима. Зимние забавы»  
               Пальчиковая гимнастика:
            (см. 1 неделю декабря)
     Посетите городскую ёлку на Площади Революции, покатайте ребёнка с горки на ледянке, прокатите на санках, покажите, какие ещё зимние развлечения бывают (игра в снежки, катание на лыжах, коньках и т.п.). Сопровождайте все наблюдения пояснениями, уточнениями. Вызывайте эмоциональный отклик, речевую активность. Развивайте умение рассказывать об увиденном, делиться впечатлениями.

1 - 2 недели.  Каникулы

Декабрь  

4 неделя.  Каникулы
3 неделя. Тема: «Новогодний калейдоскоп»             
      Пальчиковая гимнастика:
            Мы на ёлке веселились
               И плясали, и резвились.
(кулачки - ладошки)
                   После добрый Дед Мороз
                   Нам подарки преподнёс.
(указательный и средний палец "шагают" по столу)
                   Дал большущие пакеты,
("рисуют" круг в воздухе)
                   В них же вкусные предметы: 
(ритмичные хлопки)
                   Конфеты в бумажках синих,
                   Орешки рядом с ними,
                   Груша, яблоко, один
                   Золотистый мандарин.
(загибают пальцы, начиная с большого) 
      Побеседуйте с ребёнком о приближающемся празднике. Расскажите о том, что это праздник наступления нового года. Выясните, помнит ли малыш, кого ждут в этот день с подарками все дети. Привлеките ребёнка к украшению ёлки. Рассмотрите с ним ёлочные игрушки. Помогите рассказать, какие они. Повторите стихи, песни к новогоднему празднику. Прочитайте  малышу стихотворение. Предложите подсказать недостающие слова.
                                            Он  с седою бородой.
                                            Шуба, посох со звездой.
                                            Он подарки нам принёс,
                                            Добрый ... (Дедушка Мороз
 
2 неделя. Тема: «Зимующие птицы»  
                Пальчиковая гимнастика:
                  Сколько птиц к кормушке нашей
                  Прилетело? Мы не скажем.
 (кулачки - ладошки)
                   Две синицы, воробей,
                   Шесть щеглов и голубей,
                   Дятел в пёстрых крылышках - 
                   Всем хватило зёрнышек.
(загибают пальцы, начиная с большого)
    Понаблюдайте с ребёнком за птицами, которые встречаются зимой в городе (сорока, ворона, воробей, снегирь, синица). Рассмотрите изображения зимующих птиц на картинках. Обратите внимание ребёнка на части тела птицы: голову, хвост, крылья. Покажите перья, которыми покрыто тело птицы. Расскажите и покажите ребёнку, что делают птицы: прилетают, садятся, клюют, чистят пёрышки, улетают.

1 неделя. Тема: «Здравствуй, зимушка - зима!»  
        Пальчиковая гимнастика:
                   1, 2, 3, 4, 
(загибают пальцы, начиная с большого)
                   Мы с тобой снежок слепили,
                   Круглый, очень гладкий
(круговыми движениями показывают колобок)
                   И совсем не сладкий.
(грозят пальцем) 
                   Раз - подбросим,
(имитируют подбрасывание, смотрят вверх)
                   Два - поймаем,
(ловят воображаемый снежок)
                  Три - уроним,
(ладони опускают на стол)
                   И... сломаем
(стучат ладонями  по столу)
     Побеседуйте с ребёнком  во время прогулки о зиме, понаблюдайте её приметы. Рассмотрите снег и лёд, помогите их сравнить. Предложите повторить за вами: снег белый, пушистый, холодный, мягкий; лёд гладкий, блестящий, твёрдый. Прочитайте ребёнку русскую народную сказку "Зимовье". Выясните, кто из героев понравился малышу и почему.

Ноябрь  

4 неделя. Тема: «Игрушки»           
Пальчиковая гимнастика:
            На большом диване в ряд
            Куклы Танины сидят:
(кулачки - ладошки)
                Два медведя, Буратино
                И весёлый Чипполино,
                И котёнок, и слонёнок. 
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
                1, 2, 3, 4, 5,
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
                Помогаем нашей Тане 
                Мы игрушки сосчитать.
(кулачки - ладошки)
     Рассмотрите с ребёнком  его игрушки (машинку, кубики, куклу, мяч, мишку), уточните их цвет, размер. Объясните, что всё это - игрушки, они нужны для того, чтобы в них играть. Поиграйте в игру с мячом "Игрушки" (вы бросаете ребёнку мяч  и называете игрушку, ребёнок ловит мяч, говорит, как можно играть с этой игрушкой, и возвращает мяч вам: мяч - бросать; машинка - возить; кукла - купать; кубики - строить). Помогите ребёнку рассказать о любимой игрушке: "Это мяч. Он круглый, красный, большой. Его можно катать".

3 неделя. Тема: «Одежда. Обувь»          
  Пальчиковая гимнастика:   
            Жили - были в домике
              Маленькие гномики.
(кулачки - ладошки)
              1, 2, 3, 4, 5,
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
             Стали гномики стирать:
(кулачки - ладошки)
             Этот - рубашки,
             Этот - платочки,
             Этот - штанишки,
             Этот - носочки,
             Этот - умница был,
             Всем водичку носил. 
 (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
    Рассмотрите с ребёнком его одежду, обувь (пальто, плащ, куртку, брюки, кофту; ботинки, сапоги, тапки, босоножки), обратите внимание малыша на некоторые их детали (рукава, карманы, воротник, пуговицы; каблук, шнурки). Побеседуйте о том, какую одежду и обувь носят осенью, почему осенью тепло одеваются, носят непромокаемую обувь. Предложите ребёнку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ ("Это куртка. Она красивая, тёплая. У неё есть капюшон и карманы.") Прочитайте малышу украинскую народную сказку "Рукавичка". Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это делали, чем закончилась сказка.    

2 неделя. Тема: «Дикие животные» (заяц, лиса, волк, медведь, ёж)                 
   Пальчиковая гимнастика:  
           Мальчик - с - пальчик, где ты был?
(показываем большие пальцы обеих рук)
           Долго по лесу бродил!
(указательный и средний пальцы "шагают" по столу)
           Встретил я медведя, волка,
           Зайку, ёжика в иголках.
           Встретил белочку, синичку,
           Встретил лося и лисичку.
           Всем подарки подарил,
           Всяк меня благодарил.
(кулачки - ладошки)
   Закрепляем представления детей о диких животных. Поговорите о том, как они готовятся к зиме (делают запасы, меняют "шубку", готовят жилище). Учите узнавать диких животных на картинках и по описанию (загадки), показывать их, правильно называть. Поиграйте в игру "Мама и детёныш" (у зайчихи - зайчонок, у лисы - лисёнок и т. д.). Вспомните сказки "Колобок", "Теремок", "Заюшкина избушка" и другие, где встречаются дикие животные. Рассказывая сказки вместе с ребёнком, развиваем его речевую активность.

1 неделя. Тема: «Наш быт» (посуда)
   Пальчиковая гимнастика:  
           Раз, два, три, четыре
(кулачки - ладошки)
           Мы посуду перемыли:
(одна ладошка скользит по другой ладони)
          Чайник, чашку, ковшик, ложку
          И большую поварёшку!
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого).
          Мы посуду перемыли:
(одна ладошка скользит по другой ладони)
          Только чашку мы разбили,
          Ковшик тоже развалился,
          Нос у чайника отбился,
          Ложку мы чуть - чуть сломали,
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
          Так мы маме помогали!
(кулачки - ладошки)
   В то время, когда Вы заняты домашними делами на кухне, пусть ребёнок будет рядом. Здесь столько интересных предметов, с помощью которых можно играть и учиться! Можно вместе послушать, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребёнка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете. Предложите ребёнку достать и принести посуду, которая нужна для приготовления. Так он узнает, что такое кастрюля, а что - сковорода; что большое и маленькое; круглое и квадратное. Привлекайте ребёнка к накрыванию стола для обеда и ужина: он не просто расставляет посуду на стол, а ещё и называет её, считает, рассматривает. А потом вместе уберите со стола.

Октябрь  

4 неделя. Тема: «Домашние птицы» (петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, гусь, гусёнок)  
     Пальчиковая гимнастика: 
            Вышла курочка гулять,
            Чтоб цыпляток посчитать:
(указательный и средний пальцы "шагают" по столу)
             Раз, два, три, четыре, пять!
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
             Будем зёрнышки клевать!
(указательными пальцами обеих рук стучим по столу)
   Знакомим детей с домашними птицами (домашние, потому что  они живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, а они человеку приносят пользу: яйцо, пух, перья). Поиграйте в игру «Мама и птенцы» (мама курица, а птенец – цыплёнок; мама утка, а птенец  - утёнок и т. д.). Рассмотрите этих птиц на картинках в книжках, журналах, обратите внимание  на их различия и сходства. Прочитайте сказку «Гуси – лебеди». Предложите  ребёнку рассказать сказку «Курочка Ряба».

3 неделя. Тема: «Домашние животные»  
     Пальчиковая гимнастика:
                   Кушай кошка:
                       Вот картошка,
                       Вот мука, а вот зерно,     
                       Вот морковка, вот пшено.
(Загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
                       Но закрыла кошка рот
                       И картошку ре берёт,
(прикрываем рот руками)
                       Ей не нравится мука,
                       Кошка хочет молока.
(Изображают ладошками тарелочку)
     Рассмотрите с ребёнком иллюстрации домашних животных (кошка, собака, свинья, корова, лошадь). Обратите внимание на их размер, окраску, повадки. Поиграйте в игру  «Кто как кричит». Предложите ребёнку составить рассказ о  домашнем животном по вопросам: «Кто это? Какой он? Что делает?».

2 неделя. Тема: «Краски осени» (деревья осенью: берёза, рябина, дуб)                      
Пальчиковая гимнастика:            
(см. 1 неделю октября)
   Вместе с ребёнком сходите в Сад Победы на прогулку. Рассмотрите деревья, которые там растут, обратите внимание на цвет листьев (они разные: жёлтые и красные). Помогите ребёнку найти знакомые деревья: дуб, рябину, берёзу; рассмотрите их осенний «наряд». Соберите  букет из листьев. Поиграйте в игру «С какого дерева лист?». Активизируйте речь ребёнка, добиваясь более полных ответов.

1 неделя. Тема: «Краски осени»  
Пальчиковая гимнастика:      
      Ветер по лесу гулял,
      Ветер листики считал:
(машем кистями рук влево - вправо)
      Вот дубовый,
      Вот кленовый,
      Вот рябиновый резной,
      Вот с берёзки золотой,
      Вот последний лист с осинки
(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
      Ветер бросил на тропинку.
(Поворачивая ладони вверх - вниз, медленно опускаем их на стол) 
  По дороге в детский сад и домой наблюдайте вместе с ребёнком за изменениями в природе: день становится короче, а ночь длиннее (летом шли в детский сад, было светло, а теперь темно); листья на деревьях краснеют, желтеют и падают (послушайте, как шуршат сухие листья под ногами); идёт холодный дождь; насекомые спрятались… Это осень. Задавайте больше вопросов, активизируйте речь ребёнка.


Сентябрь  

  4 неделя. Тема: «Урожай. Фрукты»            
Пальчиковая гимнастика: 
              Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
(ударяем кулачки – ладошки)
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят, 
Эта долька для бобра, 
Ну а волку?.. Кожура!
Он сердит на нас  беда!
Разбегайтесь кто куда!
(на каждую строчку загибают по одному пальчику на одной руке, начиная с большого пальца)   
     Вместе с ребёнком сходите в магазин «Овощи, фрукты». Рассмотрите овощи, фрукты, которые там продаются. Предложите ребёнку самостоятельно найти и показать знакомые фрукты и ягоды. Расспросите об их цвете, величине, где растут  овощи, а где фрукты. Приготовьте вместе с ребёнком фруктовый салат из любимых фруктов. Активизируйте речь ребёнка вопросами, добиваясь более полных ответов детей. Поиграйте в игру «Назови ласково» (яблоко – яблочко и т. д.)
           
3 неделя. Тема: «Урожай. Овощи»     
Пальчиковая гимнастика: 
                У Лариски -  две редиски.
                У Алёшки  - две картошки
У Сережки-сорванца - два зелёных огурца.
                А у Вовки - две морковки,
               Да ещё у Петьки - две хвостатых редьки. 
   (На каждую строчку загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца, на обеих руках одновременно).  
   Вместе с ребёнком сходите в овощной магазин, рассмотрите овощи, которые продаются.Предложите ребёнку самостоятельно найти и показать, где морковь, огурец, помидор, капуста и т. д. Расспросите ребёнка о цвете, форме, величине того или иного овоща. Приготовьте вместе овощной салат. Активизируйте речь ребёнка вопросами, добиваясь более полных ответов детей. Предложите составить рассказ – описание об овоще, задавая вопросы: «Что это? Какой? Где растёт?»

Младший дошкольный возраст

Сентябрь  

3 неделя. Тема: «Урожай. Овощи»
    Сходите вместе с ребенком в магазин «Овощи. Фрукты». Рассмотрите и расскажите, какие овощи там продают. Обратите особое внимание на помидоры, огурцы, морковь, капусту (цвет, форма, величина); назовите все обобщающим словом: «овощи». Приготовьте вместе овощной салат, сопровождая свои действия речью. Ребенок оказывает посильную помощь: подать, принести, помыть.

4 неделя. Тема: «Урожай. Фрукты»
    Повторите прогулку в магазин «Овощи. Фрукты». Предложите ребенку самостоятельно найти и показать яблоко, грушу, апельсин, банан, лимон. Назовите обобщающим словом: «фрукты». Приготовьте вместе фруктовый салат, сопровождая действия речью, привлекая ребенка к посильной помощи. Вызывайте речевую активность: Что это? Какого цвета? Какой размер? Проведите игру «Узнай на вкус».

Октябрь  

1-2 неделя. Тема: «Краски осени»
   Обратите внимание ребенка на изменения в природе: листья желтые, красные, падают; идет холодный дождь; холодно – это осень. Походите по опавшим листьям, послушайте, как они шуршат. Соберите букет из осенних листьев.  Понаблюдайте за дождем. Вызывайте речевую активность ребенка, фразовую речь: «листья падают», «дождь идет, капает», «появились лужи», «на улице холодно» и т.п.

3 неделя. Тема: «Домашние животные»
     Понаблюдайте, по возможности, за кошкой, собакой. Обратите внимание на размер, окраску, повадки. Вызывайте у ребенка звукоподражания «Кто как кричит». Активизируйте в речи фразы: «кошка маленькая», «собака большая», «лакает молоко», «кошка спит» и т.п. Если дома есть такие игрушки, поиграйте с ними: покормите, уложите спать.

4 неделя. Тема: «Домашние птицы»
     Почитайте сказку «Курочка ряба». Привлекайте ребенка к рассказыванию и выполнению соответствующих действий. Выучите потешку «Петушок». Вызывайте звукоподражания «Кто как кричит?»

Ноябрь  

1 неделя. Тема: «Посуда»
  Привлекайте ребенка к посильной помощи при накрывании на стол: расставить чашки, разложить ложки и т.д. с проговариванием названий предметов посуды, и действий с ними. Можно организовать сюжетно-ролевую игру: «Угостим куклу Машу чаем».

2 неделя. Тема: «Дикие животные»
     Повторите с ребенком сказки, в которых есть дикие животные: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.п. Рассматривая иллюстрации, предложите рассказать сказку «Колобок» с вашей помощью. Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы, проговаривая какие животные там, что делают. Вызывайте эмоциональный отклик, повторение.

3 неделя. Тема: «Одежда. Обувь»
    Посетите вместе с ребенком магазин «Одежда». Покажите разнообразие предметов осенней одежды, их расцветок. Одевая ребенка на прогулку, проговаривайте сами и просите его повторить название одежды и ее деталей. Обратите внимание на то, что на дворе прохладно, люди надевают осеннюю одежду, чтобы не замерзнуть, не простыть. Поиграйте в словесную игру «Большой-маленький» (кофта – кофточка, куртка – курточка…).

4 неделя. Тема: «Игрушки»
    Поиграйте с ребенком в игру «Магазин игрушек»: расставьте игрушки на полку, стол или диван; купить игрушку можно, рассказав про нее (как называется, какая по размеру, цвету, как можно с ней играть). Роль покупателя сначала возьмите на себя, затем – предложите ребенку. Закрепляйте в речи детей обобщающее понятие «игрушки».

Декабрь  

1 неделя. Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»
    В выходной день совершите прогулку в Сад Победы. Обратите внимание ребенка на изменения в природе: идет снег, снежинки летят, холодно, мороз, деревья стоят голые – это зима. Полюбуйтесь красотой зимнего парка. Поиграйте в снежки. Вызывайте речевую активность вашего ребенка.

2 неделя. Тема: «Зимующие птицы»
     Наблюдайте за птицами, встречающимися на вашем пути: воробей, ворона, снегирь, синица. Обратите внимание на внешний вид, размер, что делают (серенький, маленький; большая черная, маленькая с желтой грудкой, маленький грудка красная; клюет, прыгает, улетела…). Закрепляйте в речи обобщающее понятие «зимующие птицы». Сделайте кормушку, повесьте около дома, наполняйте ее разным кормом, понаблюдайте, какие птицы прилетают. Воспитывайте заботливое отношение к птицам.

3 – 4 неделя Тема: «Новогодний калейдоскоп. Праздник елки»
     Начните совместную подготовку к празднованию Нового года. Поговорите о том, что это за праздник, кто и что придет к нам в гости. Изготовьте вместе елочное украшение или елку  для групповой выставки на тему «Ёлочка-красавица». Привлекайте ребенка к посильной помощи в украшении комнаты и ёлки. Посещая новогодние праздники в театре, обязательно беседуйте с ребенком о происходящем, что понравилось и  запомнилось.

Январь  

3 неделя. Тема: «Зима. Зимние забавы»
     Посетите городскую ёлку на Площади Революции, покатайте ребенка с горки на ледянке, прокатите на санках, покажите, какие еще зимние развлечения бывают (игра в снежки, катание на лыжах, коньках и т.п.). Сопровождайте все наблюдения пояснениями, уточнениями. Вызывайте эмоциональный отклик, речевую активность. Развивайте умение рассказывать об увиденном, делиться впечатлениями.

4 неделя. Тема: «Дикие животные»
    Вспомните вместе с ребенком знакомых диких животных, где они живут. Побеседуйте о том, каких животных зимой можно встретить в лесу; почему нельзя увидеть медведя, ежа; как заяц приготовился к зиме. Посетите зоопарк. Обратите внимание на то, что не всех животных видели, которые были летом; почему некоторые животные поменяли место жительство (из уличных вольеров переведены в помещение).

Февраль  

1 неделя. Тема: «Город мастеров»
    Познакомьте ребенка в доступной форме со своей профессией: название, действия, необходимые инструменты для выполнения нужных действий. Понаблюдайте за трудом продавца, дворника. Вспомните, что делает врач, воспитатель. Поиграйте с детьми в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», учите использовать предметы-заместители, сопровождать действия речью. 

2 неделя Тема: "Семья"
      Рассмотрите домашний фотоальбом вместе с ребенком, рассказывая о папе, маме, бабушке, дедушке (братьях, сестрах). Уточните как их зовут.
 
3 неделя. Тема: «День защитников Отечества»
     Рассмотрите домашний фотоальбом вместе с ребёнком, рассказывая о том, как папа служил в армии. Выберите фотографию для выставки «Папа в армии».

4 неделя. Тема: «Мебель»
     Рассмотрите с ребёнком мебель, которая находится в вашей квартире (стол, стул, шкаф, кресло, диван, кровать, тумбочка, полка). Уточните  название и назначение предметов мебели. (Побуждайте  отвечать на вопросы: «Что это? Для чего нужно?»)


Март  
1 неделя. Тема: "Женский день"     
     Рассмотрите домашний фотоальбом вместе с ребёнком, рассказывая о маме, бабушке, сестрёнке (кто, как зовут, какая она). Выберите фотографию для выставки "Наши мамы".

2 неделя. Тема:  "Транспорт. Виды транспорта"

3 неделя. Тема:  "Транспорт на улицах города"
     Знакомьте ребёнка с транспортом на улицах города (название, цвет, размер). Обращайте внимание на части транспорта (колесо, кузов, кабина), что делает транспорт (стоит, едет). Рассмотрите картинки с изображением водного, воздушного видов транспорта.

4 неделя. Тема: "Весна шагает по планете"
     Обратите внимание ребёнка на изменения в природе (ярко светит солнышко, снег тает, бегут ручейки, появляются сосульки - это наступила весна). Сделайте с ребёнком кораблик и пустите его в ручеёк, понаблюдайте как он плывёт. Поиграйте в игру "Доскажи": 
- Греет солнышко, поэтому ... тает снег.
- Тает снег и поэтому ... бегут ручейки.
- Бегут ручейки, и дети ... пускают кораблики.

Апрель  
     
1 неделя. Тема: "Встречаем птиц"  
     Понаблюдайте за птицами. Обратите внимание на внешний вид, размер, что делает птица (летит, клюёт, прыгает). Спросите, как кричит ворона, а как воробей. Рассмотрите картинки с изображением перелётных птиц (грач, ласточка).

2 неделя. Тема: "Мой дом. Мой город"
   Рассмотрите с ребёнком дом, в котором вы живёте (высокий, низкий),  обратите внимание на части дома (крыша, окно, дверь, стена).  Поиграйте в игру "Один - много" (окно - окна, крыша - крыши, дверь - двери, дом - дома).
  Познакомьте  с названием родного города, его основными достопримечательностями. Обратите внимание на парк "Сад Победы", магазины, детский сад. 

3 неделя. Тема: "Народная культура и традиции. Дымковская игрушка"
    Знакомим детей с народными игрушками: матрёшка, дымковская барыня, лошадка, птица. Рассмотрите картинки с изображением дымковских игрушек, называйте их.
 
4 неделя. Тема: «Волшебница вода»
     Сводите ребёнка в «Зоомагазин» или свозите на экскурсию в «Аквариум», понаблюдайте за рыбками. Обратите внимание на разнообразие рыб (размер (большая, маленькая), цвет), что рыбки делают (плавают, едят корм),  что у рыбки есть (голова, хвост, туловище, плавники). Рассмотрите рыб на картинках.

Май  

1 неделя. Тема: "Первоцветы"
  Обратите внимание ребёнка на первые цветы (мать-и-мачеха, одуванчик). Рассмотрите, что есть у растения (стебель, листья, цветок, корень). Полюбуйтесь цветами, дайте ребёнку понять, что много цветов рвать нельзя. Без корешков он погибнет, а так будет всех радовать, и потом вырастет ещё много-много таких же цветов. Воспитывайте бережное отношение к природе.
  
2 неделя. Тема: "Насекомые"
 Понаблюдайте с ребёнком за появившимися насекомыми. Проговорите вместе с ним как называется оно (муравей, жук, бабочка), что у него есть (голова, усики, ножки, крылья), что делает насекомое (ползает, сидит, летит, жужжит, улетела). Учите повторять фразу: «жук ползет», «бабочка летит». Воспитывайте бережное отношение к природе - не разрешайте давить насекомых.



Комментариев нет:

Отправить комментарий