Грамотейка



В сотрудничестве, под руководством, с чьей – то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.
                                                         Л. С. Выготский


Уважаемые   родители! Обучение грамотеответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от Вас,  вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Не допускайте  бестактности, негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребёнку поверить в собственные силы. Радуйтесь успехам ребёнка, его маленьким «открытиям». Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребёнка и не подавляйте его своей учёностью!



Занимаясь с ребёнком, вы можете использовать следующие методические пособия:


Г.А. Ванюхина. Речецветик. - Смоленск: Русич, 1996. - 96 стр.

Речецветик - учебник для детей и одновременно методическое руководство для взрослых. Его упражнения требуют сотрудничества: педагог читает и объясняет задания, а дети выполняют их в со - знании, со - действии, со - переживании с ним.
 
                       Основные задачи Речецветика: 
  • знакомство со звуками речи; умение различать их в речевом потоке;
  • выработка привычки следить за правильным произношением;
  • обучение чтению и предупреждение ошибок на письме;
  • подготовка руки к письму;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • развитие словаря, грамматики, фразы, интонации;
  • тренинг внимания, памяти, работоспособности, мышления и познавательного интереса;
  • знакомство с окружающим миром;
  • обучение общению;
  • помощь в зарождении самооценки, самоконроля и саморегуляции;
  • культурно - нравственное раскрытие.

 

Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 96 с.

Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребёнка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента – слога в качестве единицы чтения. Букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача – обеспечить ребёнку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие в награду за труд.



Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 4 - 6 лет.- М.: Баласс, 2003.- 64 с.
 Пособие по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы. Все тексты, включённые в данное пособие, не предназначены для чтения детей, их читают взрослые.



Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 112 с.
Предложенные в пособии игровые методики  позволят Вашим детям в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогут понять их различия и особенности. С помощью забавных героев вы сможете подготовить слух и руку ребёнка к восприятию звуков речи и письму.






Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению.- СПб: «Детство – Пресс», 2007. – 188 с.
 Предлагается программа обучения  чтению детей с 5 лет. Пособие включает разнообразный дидактический материал по развитию речи, внимания, сообразительности, включающий физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания детей, а также методические рекомендации.

Учим буквы

Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы без призвука. При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность. Полезно поупражнять ребёнка в выполнении упражнений, связанных с узнаванием букв в усложнённых условиях.

Развивающие игры по обучению чтению


       Существует много способов научить ребёнка читать до школы, и каждый из них хорош по – своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во – первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во – вторых, необходимо использование  игровых приёмов, не утомляющих и не напрягающих ребёнка.

Запоминаем слоги

       В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа "сложи слоги с буквой А и прочитай их", "составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?
        Есть авторы, которые предлагают способы облегчения слияния букв в слоги с помощью специальных игровых  приёмов.

Читаем слова

        Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, - разные вещи. И выполнять две задачи - читать и понимать - одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребёнком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребёнка. 

От словосочетания к предложению
     Для ребёнка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, - это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа - дать ребёнку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребёнок научится осмысленно читать отдельные слова.
       В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребёнку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов. На этапе чтения словосочетания можно использовать предложенные упражнения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий